О бабочках-однодневках.
В данной статье обсуждаем бестселлер Экхарта Толле «Сила настоящего».
Основная идея Экхарта Толле заключается в том, что для обретения счастья и уверенности в себе, возникновения ощущения умиротворенности и блаженства, которое он называет «просветлением», достаточно:
1) отключить свой разум (который, по его мнению, является главным источником критики и беспокойства);
2) поддаться, уступить своему «второму я», а также любым окружающим внешним обстоятельствам, научиться принимать все в мире без критики и жалоб, как неизбежность;
3) целиком отдать свое внимание созерцанию текущего момента и обрести неиссякаемый источник блаженства и просветления (в результате чего будто бы также достигается наиболее оптимальная реакция и на негативные обстоятельства);
4) Бога нужно искать внутри себя, а себя воспринимать как часть Бога-Сущего. Всякие представления о грехе, добре и зле просто нелепы, как и любые проявления разума и помышления о прошлом или будущем, они являются первородным грехом и источником зла в религии Толле.
Только искоренив грех рассуждения и добившись некой «осознанности» человек полностью уходит от страдания и беспокойства о чем бы то ни было, и достигает желанной «просветленности».
При этом Толле констатирует, что по-настоящему просветленных людей очень мало (всего несколько человек в мире) из чего можно сделать вывод, что его рекомендации работают не очень надежно.
Также наш мир, оказывается, весьма несовершенен и его хотелось бы изменить. Хотя достижение реального внутреннего просветления и блаженства вряд ли совместимо с сохранением беспокойства об этом мире. Или блаженствовать сейчас и лично, или тяжело трудиться на благо лучшего будущего для всех, третьего не дано.
Но главное, Толле апеллирует к нам доводами разума. Хотя отказ от разума подразумевает как раз отсутствие возможности приводить разумные аргументы в пользу своей теории. Они могут быть чисто эмоциональными, экстраординарными, нелепыми, но только не разумными. Да и вообще к чему слова, если есть пример?
Лучшим доказательством истинности было бы нечто подобное распятию И.Христа, т.е. мучительная смерть Э.Толле с блаженством на лице, целиком погруженного в наслаждение текущим моментом. Но есть большие сомнения в успешности подобного эксперимента. Ведь есть действительно настоящие, а не надуманные боль и страдания.
С точки зрения здравого, а не больного разума, все это блаженство «просветленного» сводится к бездумному счастью бабочки-однодневки, любые более высокоорганизованные животные испытывают стресс и депрессию при намеренно жестоком обращении с ними. И преодолеть этот стресс может только человек, и только если ему есть за что умирать, если у него есть настоящий смысл в жизни. Но если нет разума, нет и смысла.
Это – прекрасный образчик истории деградации философской мысли до полного отрицания разума, как такового.
В качестве полезного у Э.Толле можно взять чисто психологический прием по борьбе с навязчивыми мыслями, когда есть проблемы с концентрацией внимания и владения собой. Но правильная альтернатива – молитва и упование на Бога, который непременно исполнит просимое у того, кто молится с верою, а особенно если таких молящихся несколько.
А там уже один только шаг до настоящей святости, а не весьма сомнительного «просветления».
Теперь более детально и с цитатами из первоисточника.
«Я больше не в силах жить сам с собой».
Из сказанного следует, что Э. Толле борется всего лишь с навязчивыми мыслями, а не реальными проблемами. Но наиболее простой и эффективный способ такой борьбы не медитация, а тяжелый физический труд и плохое питание. Как в армии, концлагере или исправительной колонии, где люди очень быстро избавляются от вымышленных проблем и получают очень здоровый и крепкий сон в любое время дня и суток.
Т.е. сначала нужно поддаться своей «второй сущности», а затем получить вечное блаженство. Это никого не напрягает? Именно так говорят все мошенники своей жертве.
Иоанн Лествичник сравнил разум человека с псом, который должен сторожить и охранять его. Действительно, у некоторых людей псы бестолково лают, а когда приходят воры – спят. Но это не повод обвинять собак.
Дисциплинированный, обученный, верный пес – залог безопасности человека. Прогнать, отключить этого пса могут желать только воры.
Никто в здравом уме не ассоциирует себя со своей собакой. Ложная посылка ведет к бездоказательным выводам.
Слово Сущее, так же как и слово Бог, ровным счетом ничего не объясняет.
Так объяснения все-таки нужны? Если ум не главное, то нужно не объяснять, а апеллировать непосредственно к бессознательному.
И как мы это узнали?
Капитуляция = освобождение?
Невозможно завладеть кем-то, не поставив его в известность. И Толль сам признал этот момент с самого начала, когда подчинился голосу «не сопротивляйся». Забыл, что ли?
Если кто-нибудь придет к доктору и скажет: “Я слышу голос у себя в голове”, то, скорее всего, получит направление к психиатру.
Далеко не каждый. Бывают навязчивые желания, но не мысли. Бывает плохое настроение (например, уныние, обида, злость), но оно обычно имеет конкретную причину и является эмоцией, а не мыслью. Желания и настроение – плоды чувств, а не разума и логики.
Наоборот разум является надежным инструментом в борьбе с такими деструктивными желаниями и эмоциями.
И только у автора всемирного бестселера все шиворот-навыворот.
А почему нельзя его прогонять? Особенно если уже понял, что мыслеформа тупая, из разряда «меня никто не любит». Зачем слушать глупости, да ещё свои собственные? Какой же это путь к свободе?
По этой логике не стоит пробовать изысканную пищу, ведь если придется снова есть пищу простую и невкусную, это будет болезненно. А может просто не нужно делать кумира из своих болей-радостей? И действительно поменьше думать, там, где это неуместно и бессмысленно. Где это переходит в бред.
Так поступает любой бомж, наркоман и обжора. Настоящая личность и свет начинается со слова «нет» и «надо».
Верно, мир – это иллюзия. Но почему-то никто не хочет доказать это добровольно сев на раскаленную сковородку. Потому что боль – не иллюзия.
Другой аспект эмоциональной боли, характерный для эгоистического сознания, — это глубоко укоренившееся чувство недостаточности или некомпетентности, чувство нецелостности. Одни люди осознают его, другие нет. Если оно осознается, то проявляется как чувство неустроенности, неопределенности или же в виде чувства постоянной собственной недооценки, когда ты чувствуешь себя недостаточно хорошим. Если оно не осознается, то может ощущаться только косвенно в виде сильного стремления к чему-либо, в форме какого-нибудь желания или потребности. Кроме того, люди могут часто входить в состояние, заставляющее их в угоду своему эго гоняться за похвалами и наградами, а также за тем, с чем еще они могут отождествиться, чтобы заполнить пустоту, дыру, которую ощущают внутри себя. В этом случае они стремятся завладевать и обладать чем бы то ни было: деньгами, успехом, властью, признанием или какими-нибудь особенными знакомствами и связями, в основном для того, чтобы казаться лучше в своих собственных глазах, чувствовать себя более реализованными и целостными. Однако даже если они обретают все это, то вскоре обнаруживают, что дыра осталась на месте и что кроме всего прочего она еще и бездонна. …
Это и есть проклятие Адама и лечится оно только единением с Богом. Ни рабское принятие текущего момента, ни полная концентрация на нем, подобно бабочкам-однодневкам, не способны дать человеку уверенность и спокойствие.
И первый шаг к ним – уверенность в собственной правоте, желание правды более, чем комфорта. Трус, который «уступает», всегда получает и войну, и позор.
Ф.Ницше сошел с ума показав что такое «сверхчеловек». О судьбе Э.Толле вопрос открыт.
В начале книги мы узнали, что себя, оказывается, можно ассоциировать с разумом и ознакомились с критикой диктатуры разума. Теперь, оказывается, все наоборот, разум - полезен. Спасибо за полезную информацию, просветили.
Почему он самый драгоценный? Во-первых, потому, что есть только он. И это все, что есть.
Самое ценное в мире, это – арбуз. Потому что весь мир делится только на этот арбуз и весь остальной мир. Если хотите, поставьте вместо арбуза дыни, абрикосы или текущий момент. Методами софистики и манипуляции можно доказать все что угодно.
Но почему-то 100 долларов сейчас хуже, чем миллион долларов через год.
Все с точностью до наоборот. Разум – часовой человека, его личности и целостности.
Ты находишь Бога в тот самый момент, когда осознаешь, что тебе не нужно искать Бога.
Т.е. чтобы найти Бога, нужно перестать его искать. Странного бога нашел Экхарт. Который любит доверчивых и безрассудных. Такие боги обычно на большой дороге промышляют.
Я жил с несколькими мастерами Дзен — все они были кошками. Даже утки преподали мне важные духовные уроки. Простое наблюдение за ними является медитацией. Как спокойно и свободно они перемещаются, пребывая в мире с самими собой, в полном присутствии в моменте Сейчас, с чувством собственного достоинства и совершенства, какие могут быть только у не-разум-ных созданий. Тем не менее, два утенка могут случайно подраться — иногда по неясной причине или потому что один вторгся в пространство другого. Обычно бой длится лишь несколько секунд, и утята расходятся, расплываются в противоположных направлениях и по пути несколько раз энергично взмахивают крыльями. Потом они продолжают мирно плавать, будто вовсе никакой драки и не было. Наблюдая за этим в первый раз, я внезапно понял, что, взмахивая крыльями, они высвобождают избыток энергии, тем самым, защищая себя от того, чтобы эта энергия оставалась в теле и превращалась в негативность. Это мудрость от природы, и для них это просто, потому что у них нет разума, который без всякой необходимости даёт жизнь прошлому и, тем самым, строит на нём свою идентификацию.
Даже утка, если её третировать, заболеет, впадет в депрессию и умрет. Насекомые, жабы, рептилии – вот настоящий образец «просветления».
Всё, что ты целиком принимаешь, будет приводить тебя в состояние покоя. Это и есть чудо уступания.
Оно действует и если сидеть на раскаленной сковороде? Требую эксперимента!
Знаком ли ты с историей о Банзане? Прежде чем стать великим мастером Дзен, Банзан много лет провел в поисках просветления, но оно все время ускользало от него. Но как-то раз, шагая на базар, он краем уха уловил разговор мясника с покупателем.
— Дай мне самое лучшее мясо, какое только у тебя есть, — попросил покупатель. И мясник ответил:
Услышав это, Банзан стал просветленным.
И все-таки есть время плакать и время радоваться. И есть куски костлявые, для собак.
Наслаждаться без желания? В чем тогда наслаждение? Даже Бог насыщает алчущих и утешает плачущих, но не наоборот.
И стал Богом? Ведь Творец что-то все-таки напортачил с этим старым миром, если есть желание создать что-то получше и двигать его рамки.
…покой будет твоим самым драгоценным подарком этому миру
Мишель Монтень современности. Этот французский философ высшей ценностью в мир считал здоровый сон.
Известно, что Разум нужен чтобы отличить то, что мы может изменить от того, что изменить мы не можем и должны принять. Экхарт разум отвергает. Оттого видимо и путает настоящее горе и беды (вроде голода и войны) от неудовлетворенных амбиций городского неудачника.
Который умудрился из этого сделать фишку для ещё больших лохов и неудачников.
В реальной жизни гнев и прямое сопротивление часто оказываются эффективнее, чем трусливое уступание. Даже просто неприятие и устное осуждение насилия над тобой приносят результат - уважение. А труса ждет только позор. И никакое погружение в себя не поможет, Толле просто шпаны никогда не видел и в стройбате не служил.
А там жизни учат лучше, чем всякие гении-ботаны.
Наоборот. Именно отсутствие тяжелого труда, военного насилия и обилие свободного времени обуславливает возрастание неудовлетворенности собой и жизнью.
Лечится это просто, нужно просто прекратить изобилие и дать людям в руки кайло.
Все это быстро проверяется экспериментом. Готовы к пыткам, бессмертные?
Лучше не верить в Бога совсем, чем верить в Бога-ничто. Да и нет такой веры. Толле смешивает в одно испытание, служение и награду, а затем отвергает их, принимая за ничто. Уступание ведет к тому, чтобы лягнуть Бога? Что ж, это логично, это основное занятие трусов и неудачников этого мира.
А может подруга просто не умеет мечтать и слишком погружена в мрачное настоящее?
Вообще то элемент воспитания – нормальная и весьма существенная часть жизни. Это дети, подчиненные, ученики, читатели.
Экхарт тоже является активным критиком и переделывателем не только людей, но и мира. Какой же он после этого просветленный? Настоящий святой видит всех святыми, а просветленные только себя одного. И это окончательный диагноз.
Резюме. Ложная посылка и небрежность в терминах приводит к тому, что разум оказывается несовместим со здравием и счастьем. А в остальном сладенькая байка для трусов и лентяев. Которые не хотят учиться говорить себе и людям слово «нет».
«Бытие определяет сознание» (К.Маркс), все психологические проблемы Экхарта Толле –от безделья и сытости. Неделя в блокадном Ленинграде, и он бы понял, как важно жить ради будущего, даже если сегодня голод и холод. И как важен и благословен истинный Бог, а не некая непонятная сущность внутри тебя.
«Если рука соблазняет меня, отсеки её». Экхарта соблазняет разум, и он его отсекает. Это ли не самоубийство? И не от подобной ли литературы растет количество самоубийств?
Комментарии
Отправить комментарий