О лохах.

        Данная статья посвящена всего лишь одному идолу. Но весьма распространенному, въедливому и вредному, хотя на первый вид вполне разумному и благородному.

        Наверняка Вы о нем 100 раз слышали и вполне согласны с ним.

        Но я дерзну сорвать с Ваших глаз розовые очки отнюдь недетской наивности. 

        Это заблуждение звучит так: «настоящая любовь не требует ничего взамен, она сама в себе радость, истинно любящий уже счастлив самим этим фактом».

         Источники этого заблуждения восходят ещё к Платону, к его идее платонической любви. Доплатоновские люди, рациональные и трезвомыслящие, весьма прагматично относились к любви, такого отвлеченного понятия в древности вообще не существовало. Они имели вполне предметные интересы, ценности в том числе и половые. Вообще древние люди, с нашей точки зрения, были ужасно примитивными. Ни национализма, ни расовых и евгенических приоритетов, ни гендерного многообразия… Это в наше время люди ценят всякое виртуальные условности, лайки в сети, биткойны, права женщин и дипломы по всяким псевдонаукам, гуманизм…

         Но в древнем мире нелепая идея, что отдавать – приятнее, чем брать, что любить – круче, чем быть любимым, была настоящим прорывом человеческой мысли. Если рассматривать её, как предтечу христианства, то платоновская любовь – это неплохо.  Но в ней можно увидеть и предтечу современных идей самодостаточности и «бога в себе», высоконапыщенных форм самоудовлетворения, с которыми Платон вряд ли бы согласился.

        Хотя христианство, на поверхностный взгляд, и проповедует нечто подобное. Разве отдавать, ничего не желая взамен, – не признак святости и высокого благочестия? Буквально: «Расточи, раздай нищим..».  Разве это не евангельская заповедь?

         Чтобы не наводить тень на плетень в излишне высоком теоретизировании, опустимся с небес на землю и рассмотрим самые элементарные примеры.

         Родители воспитывают ребенка. Они искренне любят его, заботятся о нем, все делают только для его блага. Но бескорыстно ли?

         Даже бабушка, встречающая внука, сильно радующаяся одному его появлению, до конца ли бескорыстна её радость?  

         Нет конечно. Если ребенок начинает оскорблять и презирать родителей, если внучок третирует свою бабушку или гнушается ей (а такое тоже бывает), то родителям ничего не остается, как взять в руки ремень, или даже выгнать негодного сына вон. Потому что всякая любовь хороша, когда есть хороший результат. А если результата нет, то и любовь ничего не стоит. «По плодам узнаете его».

         Это буквально касается отношений между мужчиной и женщиной. Если появляется семья, происходит секс и появляются дети, это – любовь. Если же чего-то нет, то есть сомнения по поводу истинности любви. (Оговорюсь, при желании детей можно усыновить, здесь главное не физическое здоровье, а желание иметь детей. Но если любовь притворна, то семья ущербна и дети в ней –  нежеланны.)

         Поэтому даже в нашем земном мире бескорыстность сродни подлости и неискренности. Она всегда рождает чудовищ. Требовательные родители наверняка воспитают достойных детей, «бескорыстно» любящие и лебезящие – моральных уродов. Сдержанные и требовательные супруги наверняка построят хорошую семью, бесконечно терпящие и уступающие – разрушат.

        Бескорыстие – это обман, которым хитрецы прельщают доверчивых, чтобы безнаказанно питаться соками их души, а затем выбросить, как использованный презерватив. Причем хитрецы обоего пола. Пишу это с глубоким пониманием дела, так как сам состоял в составе добровольных лохов, искренне жертвующих собой и не понимающих в чем подвох. Почему вместо самой минимальной признательности получаешь презрение.

         Сейчас, кстати, очень распространена и другая крайность – когда мужчин и женщин призывают пренебрежительно относиться к своим партнерам, не позволять им посягать на свою свободу и личное пространство, видеть в таком потакании признак личной слабости и безволия. Это призыв из жертвы стать насильником. Но ещё А.П.Чехов сказал: «лучше быть жертвой, чем палачом». Это очень уместно в отношении многочисленных роликов в сети от лже-мачо и феминисток, дающих популярные и аморальные рекомендации как выйти из состояния жертвы.

          Выход там, где и вход. А как войти в состояние жертвы Вы уже поняли. Побольше отдавать объекту своей симпатии и ничего не ждать взамен.

          Вот почему бесплатность и бескорыстность в обычном, земном мире – не самые лучшие слова, они часто синонимы паразитизму и мошенничеству. Но может в мире ином, небесном не так?  

          Возьмем, к примеру, монашествующих. Бескорыстно ли они удаляются от мира, терпят нужду, поношения и иногда пытки?

           Отнюдь. Они надеются на высшее благо, на милость Божию, на награду в царствии небесном. Они приобретают любовь Божию, благодать, статус сына Бога. Какое бескорыстие, о чем Вы? Все апостолы шли за Мессией вовсе не по платонической любви.

           Цитирую Иоанна Лествичника: «Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется, и будущих лишается» («Слово о нестяжании»). То есть даже в вышнем мире законы те же: бескорыстность сродни глупости и мотовству.

           И, наконец, главный пример – Иисус Христос.  Для чего он распялся, пришел в мир, терпел нужду, поругание, пытки, смерть? Из «платонической» любви, без всякой цели и пользы?

           Или может Бог не самодостаточен или в чем-то нуждался?

           Что Ему до нас, ничтожеств? Или может Он хотел нас возвысить? Ну так в чем проблемы, распорядился бы и всего делов, зачем же идти на все эти страдания?

           Но даже сам Всемогущий Господь Бог ничего не делает зря, даром, просто так, потому что у Него видите ли избыток любви, которую надо куда-то девать. Он дает свою любовь только тем, кто в ней нуждается, кто её просит. И любовь Его не от избытка, а от недостатка, как и сила от немощи. Ибо любовь от избытка есть похоть. Поэтому и Богу нужно было проявить недостаток, чтобы любовь Его приобрела ценность и святость в глазах человечества.

            Но и этого мало. Он дает любовь только тем, кто сам хоть что-то жертвует ради этой любви. Хотя что Ему все наши жертвы?

             Может ли Он спасти всех нас? Как говорят: «лёгко»!

             Почему Он нас не спасает? Мало любит, или может не жалеет нас?

             По этому поводу есть известная притча о десяти девах, у которых у пяти погасли светильники, и они не вошли в чертог брачный. «Не вем вас», - сказал им Господь. Заметим, сказал не блудницам, не убийцам, не разбойницам, а просто нерадивым девам, которым всего-то недостало какого-то елея в их светильнике.  Неужто у Господа с елеем перебои?

             Кстати, хочу здесь обратить внимание женщин. А у вас всегда ли горит лампадка внимания к мужу? Особенно когда он поздно возвращается?

              Итак, мало того, что Господь спасает отнюдь не бескорыстно, он ещё и губит за такую чепуху, как прогоревшая лампадка. Как все это понимать? Да любой муж-самодур даже не обратит внимания на такой ничтожный недочет… А для Господа именно эта мелочь имеет принципиальное значение, которая отделяет спасаемых от гибнущих.

              По этому поводу есть три разъяснения.

              Первое – от Иоанна Златоуста. Оно говорит, что мало исповедования Христа и соблюдения заповедей, нужны ещё добрые дела, они же елей. Не делать зла мало, нужно сделать что-то доброе. (По-видимому это было уместно, когда кончились гонения и быть христианином стало комфортно и престижно. А настоящие добрые дела всегда делать очень неудобно.)

               Второе – от Серафима Саровского. Он говорит, что недостаточно одних добрых дел, нужно стяжать ещё благодать святого духа. (По-видимому это было уместно в век Просвещения, когда модными стали идеи социальной справедливости и гуманизма, люди начали делать добрые дела по разным убеждениям, далеким от закона Христова. Добрые дела без благодати святого духа есть зло, так можно понять логику Серафима Саровского.)  

               Третье – от Гавриила Ургебадзе, нашего современника. Он говорил о необходимости стяжания любви в наш век электронного одиночества и тотального равнодушия друг к другу. Т.е. в наше жестокое время элементарные здоровые человеческие чувства уже стали признаком святости!

               В контексте статьи притчу уместно интерпретировать ещё одним образом. Спасение Господа не является бесплатным аттракционом и дешевой распродажей. Всемогущий и изобильный Спаситель требует за свои услуги вполне конкретную плату. Хвала Богу и принесение жертвы, хоть какое-то неудобство, претерпеваемое ради Него. Нет жертвы, нет елея в светильнике, нет и Спасения. 

               Всемогущий и Вечный Господь, не поступает по-платоновски, он не дарит Спасение. Мы покупаем его в этой сделке, в которой и заключается Вера в Бога. Причем покупаем по сути одно и тоже, а цену платим абсолютно разную. Кто с утра работает в винограднике, а кто несколько минут до закрытия.

               В другом же месте сказано: «ваше спасение куплено очень дорогою ценою». Господь купил Спасение одно для всех нас своею кровью и теперь перепродает его нам за те сокровища, которые мы только можем ему предложить. Но нет елея в душе, нет и сделки.

              Бог сеет, чтобы пожать, а не чтобы сделать кому-то хорошо. Вера – это двустороння сделка, взаимное обязательство, а не односторонний акт. Неплатежеспособные, неплодные будут изринуты вон. И это пример, принцип любых здоровых отношений.

               Но вы, Читатель, можете поступать как Вам вздумается и вступать в односторонние сделки, где даете только Вы. Можно раздать нищим и получить благословение у Бога, можно расточить с блудницами и получить хотя бы временное удовольствие, а можно и просто спалить свое имение без толку и всякой пользы, ради красоты огня и красивого жеста.

               Это и есть клуб лохов и простофиль, которые любят бескорыстно, «истинно». Любить нужно уметь, это ответственность, требовательность, зрелость и твердость. Твердость в цене, чтобы это была честная сделка. Любовь не должна даваться даром. Бесплатная любовь всегда превращается в пошлость, в пародию на любовь. Она – удел слабаков, не умеющих управлять собой, отдающих сокровища души за бусы и похлопывание по плечу.

 

P.S. Я – один из них, не буду никого обманывать. Надеюсь, Вы – нет.

Комментарии

  1. Двое слуг будут счастливы, двое господ или один из пары, будут несчастны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно так. Если двое служат друг другу, они никогда не будут комплексовать по этому поводу. И будут счастливы. И это важнее, чем чье мнение окажется решающим при принятии решения.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О добре и зле.

О смысле жизни.