О лохах.
Данная статья посвящена всего лишь одному идолу. Но весьма распространенному, въедливому и вредному, хотя на первый вид вполне разумному и благородному.
Наверняка Вы о нем 100 раз слышали и вполне согласны с ним.
Но я дерзну сорвать с Ваших глаз розовые очки отнюдь недетской наивности.
Это заблуждение звучит так: «настоящая любовь не требует ничего взамен, она сама в себе радость, истинно любящий уже счастлив самим этим фактом».
Источники этого заблуждения восходят ещё к Платону, к его идее платонической любви. Доплатоновские люди, рациональные и трезвомыслящие, весьма прагматично относились к любви, такого отвлеченного понятия в древности вообще не существовало. Они имели вполне предметные интересы, ценности в том числе и половые. Вообще древние люди, с нашей точки зрения, были ужасно примитивными. Ни национализма, ни расовых и евгенических приоритетов, ни гендерного многообразия… Это в наше время люди ценят всякое виртуальные условности, лайки в сети, биткойны, права женщин и дипломы по всяким псевдонаукам, гуманизм…
Но в древнем мире нелепая идея, что отдавать – приятнее, чем брать, что любить – круче, чем быть любимым, была настоящим прорывом человеческой мысли. Если рассматривать её, как предтечу христианства, то платоновская любовь – это неплохо. Но в ней можно увидеть и предтечу современных идей самодостаточности и «бога в себе», высоконапыщенных форм самоудовлетворения, с которыми Платон вряд ли бы согласился.
Хотя христианство, на поверхностный взгляд, и проповедует нечто подобное. Разве отдавать, ничего не желая взамен, – не признак святости и высокого благочестия? Буквально: «Расточи, раздай нищим..». Разве это не евангельская заповедь?
Чтобы не наводить тень на плетень в излишне высоком теоретизировании, опустимся с небес на землю и рассмотрим самые элементарные примеры.
Родители воспитывают ребенка. Они искренне любят его, заботятся о нем, все делают только для его блага. Но бескорыстно ли?
Даже бабушка, встречающая внука, сильно радующаяся одному его появлению, до конца ли бескорыстна её радость?
Нет конечно. Если ребенок начинает оскорблять и презирать родителей, если внучок третирует свою бабушку или гнушается ей (а такое тоже бывает), то родителям ничего не остается, как взять в руки ремень, или даже выгнать негодного сына вон. Потому что всякая любовь хороша, когда есть хороший результат. А если результата нет, то и любовь ничего не стоит. «По плодам узнаете его».
Это буквально касается отношений между мужчиной и женщиной. Если появляется семья, происходит секс и появляются дети, это – любовь. Если же чего-то нет, то есть сомнения по поводу истинности любви. (Оговорюсь, при желании детей можно усыновить, здесь главное не физическое здоровье, а желание иметь детей. Но если любовь притворна, то семья ущербна и дети в ней – нежеланны.)
Поэтому даже в нашем земном мире бескорыстность сродни подлости и неискренности. Она всегда рождает чудовищ. Требовательные родители наверняка воспитают достойных детей, «бескорыстно» любящие и лебезящие – моральных уродов. Сдержанные и требовательные супруги наверняка построят хорошую семью, бесконечно терпящие и уступающие – разрушат.
Бескорыстие – это обман, которым хитрецы прельщают доверчивых, чтобы безнаказанно питаться соками их души, а затем выбросить, как использованный презерватив. Причем хитрецы обоего пола. Пишу это с глубоким пониманием дела, так как сам состоял в составе добровольных лохов, искренне жертвующих собой и не понимающих в чем подвох. Почему вместо самой минимальной признательности получаешь презрение.
Сейчас, кстати, очень распространена и другая крайность – когда мужчин и женщин призывают пренебрежительно относиться к своим партнерам, не позволять им посягать на свою свободу и личное пространство, видеть в таком потакании признак личной слабости и безволия. Это призыв из жертвы стать насильником. Но ещё А.П.Чехов сказал: «лучше быть жертвой, чем палачом». Это очень уместно в отношении многочисленных роликов в сети от лже-мачо и феминисток, дающих популярные и аморальные рекомендации как выйти из состояния жертвы.
Выход там, где и вход. А как войти в состояние жертвы Вы уже поняли. Побольше отдавать объекту своей симпатии и ничего не ждать взамен.
Вот почему бесплатность и бескорыстность в обычном, земном мире – не самые лучшие слова, они часто синонимы паразитизму и мошенничеству. Но может в мире ином, небесном не так?
Возьмем, к примеру, монашествующих. Бескорыстно ли они удаляются от мира, терпят нужду, поношения и иногда пытки?
Отнюдь. Они надеются на высшее благо, на милость Божию, на награду в царствии небесном. Они приобретают любовь Божию, благодать, статус сына Бога. Какое бескорыстие, о чем Вы? Все апостолы шли за Мессией вовсе не по платонической любви.
Цитирую Иоанна Лествичника: «Безрассудно нестяжательный лишается двоякой пользы: и настоящих благ удаляется, и будущих лишается» («Слово о нестяжании»). То есть даже в вышнем мире законы те же: бескорыстность сродни глупости и мотовству.
И, наконец, главный пример – Иисус Христос. Для чего он распялся, пришел в мир, терпел нужду, поругание, пытки, смерть? Из «платонической» любви, без всякой цели и пользы?
Или может Бог не самодостаточен или в чем-то нуждался?
Что Ему до нас, ничтожеств? Или может Он хотел нас возвысить? Ну так в чем проблемы, распорядился бы и всего делов, зачем же идти на все эти страдания?
Но даже сам Всемогущий Господь Бог ничего не делает зря, даром, просто так, потому что у Него видите ли избыток любви, которую надо куда-то девать. Он дает свою любовь только тем, кто в ней нуждается, кто её просит. И любовь Его не от избытка, а от недостатка, как и сила от немощи. Ибо любовь от избытка есть похоть. Поэтому и Богу нужно было проявить недостаток, чтобы любовь Его приобрела ценность и святость в глазах человечества.
Но и этого мало. Он дает любовь только тем, кто сам хоть что-то жертвует ради этой любви. Хотя что Ему все наши жертвы?
Может ли Он спасти всех нас? Как говорят: «лёгко»!
Почему Он нас не спасает? Мало любит, или может не жалеет нас?
По этому поводу есть известная притча о десяти девах, у которых у пяти погасли светильники, и они не вошли в чертог брачный. «Не вем вас», - сказал им Господь. Заметим, сказал не блудницам, не убийцам, не разбойницам, а просто нерадивым девам, которым всего-то недостало какого-то елея в их светильнике. Неужто у Господа с елеем перебои?
Кстати, хочу здесь обратить внимание женщин. А у вас всегда ли горит лампадка внимания к мужу? Особенно когда он поздно возвращается?
Итак, мало того, что Господь спасает отнюдь не бескорыстно, он ещё и губит за такую чепуху, как прогоревшая лампадка. Как все это понимать? Да любой муж-самодур даже не обратит внимания на такой ничтожный недочет… А для Господа именно эта мелочь имеет принципиальное значение, которая отделяет спасаемых от гибнущих.
По этому поводу есть три разъяснения.
Первое – от Иоанна Златоуста. Оно говорит, что мало исповедования Христа и соблюдения заповедей, нужны ещё добрые дела, они же елей. Не делать зла мало, нужно сделать что-то доброе. (По-видимому это было уместно, когда кончились гонения и быть христианином стало комфортно и престижно. А настоящие добрые дела всегда делать очень неудобно.)
Второе – от Серафима Саровского. Он говорит, что недостаточно одних добрых дел, нужно стяжать ещё благодать святого духа. (По-видимому это было уместно в век Просвещения, когда модными стали идеи социальной справедливости и гуманизма, люди начали делать добрые дела по разным убеждениям, далеким от закона Христова. Добрые дела без благодати святого духа есть зло, так можно понять логику Серафима Саровского.)
Третье – от Гавриила Ургебадзе, нашего современника. Он говорил о необходимости стяжания любви в наш век электронного одиночества и тотального равнодушия друг к другу. Т.е. в наше жестокое время элементарные здоровые человеческие чувства уже стали признаком святости!
В контексте статьи притчу уместно интерпретировать ещё одним образом. Спасение Господа не является бесплатным аттракционом и дешевой распродажей. Всемогущий и изобильный Спаситель требует за свои услуги вполне конкретную плату. Хвала Богу и принесение жертвы, хоть какое-то неудобство, претерпеваемое ради Него. Нет жертвы, нет елея в светильнике, нет и Спасения.
Всемогущий и Вечный Господь, не поступает по-платоновски, он не дарит Спасение. Мы покупаем его в этой сделке, в которой и заключается Вера в Бога. Причем покупаем по сути одно и тоже, а цену платим абсолютно разную. Кто с утра работает в винограднике, а кто несколько минут до закрытия.
В другом же месте сказано: «ваше спасение куплено очень дорогою ценою». Господь купил Спасение одно для всех нас своею кровью и теперь перепродает его нам за те сокровища, которые мы только можем ему предложить. Но нет елея в душе, нет и сделки.
Бог сеет, чтобы пожать, а не чтобы сделать кому-то хорошо. Вера – это двустороння сделка, взаимное обязательство, а не односторонний акт. Неплатежеспособные, неплодные будут изринуты вон. И это пример, принцип любых здоровых отношений.
Но вы, Читатель, можете поступать как Вам вздумается и вступать в односторонние сделки, где даете только Вы. Можно раздать нищим и получить благословение у Бога, можно расточить с блудницами и получить хотя бы временное удовольствие, а можно и просто спалить свое имение без толку и всякой пользы, ради красоты огня и красивого жеста.
Это и есть клуб лохов и простофиль, которые любят бескорыстно, «истинно». Любить нужно уметь, это ответственность, требовательность, зрелость и твердость. Твердость в цене, чтобы это была честная сделка. Любовь не должна даваться даром. Бесплатная любовь всегда превращается в пошлость, в пародию на любовь. Она – удел слабаков, не умеющих управлять собой, отдающих сокровища души за бусы и похлопывание по плечу.
P.S. Я – один из них, не буду никого обманывать. Надеюсь, Вы – нет.
Двое слуг будут счастливы, двое господ или один из пары, будут несчастны.
ОтветитьУдалитьИменно так. Если двое служат друг другу, они никогда не будут комплексовать по этому поводу. И будут счастливы. И это важнее, чем чье мнение окажется решающим при принятии решения.
Удалить