Месяц войны.
Ровно месяц назад (24 февраля) началась война. Можно делать первые выводы и наблюдения. Настроение людей уже поменялось трижды.
Первые дня была паника и истерика. Причем тоже троекратная: в первый день войны, после первых бомбежек и после захвата Энергодара и возникновения риска ядерной катастрофы. Многие люди бросали все и ехали куда-нибудь на запад, лучше всего за границу.
Затем было время оптимизма, когда наступление выдохлось, сообщалось об огромных потерях и утрате боеспособности российских подразделений, разгроме колонн, взятии пленных, уничтожении множества самолетов и вертолетов противника, ликвидации полудюжины генералов.
Сроки окончания войны назывались недельные, в крайнем случае один месяц. И вот теперь возникли более сдержанные оценки – июль. И везде идут серьезные работы по укреплению городов, на улицах появилось множество вооруженных людей, ведется призыв. То есть не похоже, что власти серьезно верят, что весь этот ужас скоро закончится.
Наоборот, принят закон, отменяющий социальную защиту трудящихся на период военного времени. Т.е. экономика переводится на военные рельсы.
Все это заставляет задуматься. В первые дни мне (да и многим) казалось, что если Путин решился на такую операцию, то он все хорошо продумал и она не должно затянуться надолго. Но с первого же дня стало очевидно, что авантюра не выгорела. Глупость и бессмысленность факта вторжения стала общим место в общественных дискуссиях.
И это означает, что и в этом пора начать сомневаться.
200 тысяч пытались победить 250. Хорошо укрепившихся, подготовившихся, обученных, вооруженных. Бред, глупость в квадрате. Так не бывает.
И у меня сложилась следующая логика. Все точно повторяет 2014, только с обратным знаком. В 2014 году все твердили, что Украине скоро конец. Что экономика её разрушена, армия деморализована, политическая система коррумпирована и полна проходимцев. Неделя, две максимум – пару месяцев.
Эту чепуху пришлось слышать в течение нескольких лет, причем даже спорить было бессмысленно. Пока эксперты просто не устали твердить то, что очевидно противоречит происходящему. Потом поняли, что пока Запад кормит Украину, ей дефолт не грозит. И не будет грозить пока она гавкает на Россию.
Если переложить всё это на сегодняшнее время, то логика Путина повторяет действия Порошенко. Прекращение войны означало для последнего потерю финансовой поддержки Запада, экономические и социальные проблемы, жесткое противостояние со стороны националистов. Победа в принципе невозможна, да и нежеланна.
А вот состояние ни войны, ни мира - идеально. Оно давало возможность закрыть рот оппозиции, давало козыри во внешней политике, сочувствие, статус жертвы и борца за свободу. Не зря после 2018 года в Украине наблюдается небывалый бум строительства и продаж новых и весьма недешевых авто.
Поэтому и Путину, вероятно, ничего не грозит, если людские и экономические потери от войны не будут слишком обременительными. Наоборот, мобилизация общества и ореол борца за русский мир обеспечит его рейтингу новую жизнь. Впрочем, Порошенко с последним жестко просчитался. Вероятно, просчитается и Путин, и на следующих выборах его победит какой-нибудь клоун.
Принципиальная разница с Украиной в том, что Россия находится в международной изоляции. И в стратегической перспективе это, казалось бы, ведет к краху. Но и Советская Россия тоже некогда была в международной изоляции. Ещё какой: все мы помним из учебников, как империалисты хотели задушить первое социалистическое государство, голод, эмбарго, золотой червонец.
Что не мешало Маяковскому ездить в Америку, а американским олигархам массово строить заводы и концессии в СССР.
Боюсь, таковы же «санкции» и сегодня. Они на публику, но «уничтожение России» – это пропагандистская выдумка. Запад двуличен. Как Украина нужна Западу, пока есть Россия, так и Россия полезна, как противовес Китаю.
В любом случае, ситуация, когда русские убивают русских, а Запад на этом зарабатывает, слишком привлекательна, чтобы это быстро закончилось. Это выгодно всем, кроме разве что Украины. Но у неё есть только один выход остановить безумие: сдаться. Может, это было бы и неплохо, но судя по настроениям в обществе, абсолютно нереалистично.
Если же предположить, что происходит, именно то, что и было задумано Путиным, то это стратегия медленного переваривания Украины. Эмиграция националистически настроенного населения, зачистка территории и жесткое выдавливание военных из населенных пунктов. Не считаясь с потерями мирного населения. Но даже если это был первоначальный план, а не план «Б», то и он пробуксовывает и не дает желаемых результатов. Об этом можно говорить определенно после месяца войны.
Исходя из этого прогнозирую годы и годы противостояния и переформатирования как Украины, так и России. Пока серьезный внешний эффект не изменит ситуацию. Например, вторжение Китая в Сибирь или Японии на Курилы, пользуясь тем, что они останутся абсолютно незащищенными. Если помните, я давно писал, что главная опасность России не на Западе, а на Востоке. Это я знаю точно, но конкретно где и когда указать не могу.
Возможно, даже Крым будет переходить из рук в руки. И только когда Россия будет на грани полного уничтожения, начнется перелом. Это будет, увы, точно не в 2022 году. За агрессию придется заплатить кровавую цену, и скорее всего войну будет заканчивать уже не Путин. Вероятно, после некоего подобия «Брестского мира», бесславного для России, но дающему ей возможность передышки. Если чудо и в этот раз случится.
Комментарии
Отправить комментарий