О власти.
«Там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но – так учу я тебя – воля к власти».
Так говорил Заратустра.
Нет смысла жить только для того чтобы существовать, нет оправдания жалкому, слабому и сентиментальному человеку, не смысла жизни у ничтожества. Человек должен стать лучше, совершеннее, выше. Он предназначен превратиться из гадкой заготовки, Буратино, в достойную высшую сущность, которую Ницше назвал сверхчеловеком.
В другом переводе смысл жизни – «в воле к мощи». Мощь, власть, влияние, сила – вот синонимы того, ради чего стоит жить человеку, не верующему в Бога.
Ну, действительно, не жить же ради того, чтобы съесть свои 10000 котлет, как говорил незабвенный Остап Бендер Шуре Балаганову.
Но есть и абсолютно противоположная точка зрения. Христос говорил, что Его сила – в немощи. Множество святых творили невиданные чудеса будучи крайне немощными и изможденными физически. С точки зрения сверхчеловека – это бессмысленные фрики, жалкие инвалиды, калеки в физическом и умственном смысле. Что это за странный Бог неприспособленных к жизни уродов, аутсайдеров?
Как вообще может быть воля к немощи?
Чтобы разобраться с крайними состояниями, обратимся к тому, что посередине. Не там ли истина, как утверждает пословица.
Почему люди стремятся к власти? В семье, коллективе, в государстве и между разными странами, нациями и корпорациями. Что дает человеку лидерство, кроме пота, крови, головной боли, хлопот и нервов?
На чем основывается власть? Почему люди повинуются? Почему в некоторых случаях они повинуются охотно, иногда из страха, но бывает, что и бесстрашно восстают против властей, рискуя статусом, имуществом и самою жизнью?
Очевидно, ключ здесь не в власти или мощи, как явлении, вещи в себе, а в отношении к ней человека. Только очень редкие люди, вроде Александра Македонского или Наполеона, стремятся к власти, как идее-фикс, ради её самой, как естественной форме самореализации сверхчеловека.
Абсолютному большинству власть нужна не как цель, но как инструмент. Для комфортного существования, для качественного удовлетворения обычных потребностей: питания, одежды, социального статуса и оптимального выбора полового партнера. Власть, даже на самой нижней иерархии, как правило обеспечивает это более-менее сносно.
Редкие люди готовы обрекать себя ради власти лишениям и риску, подобно Александру Македонскому, снискавшему всемирную славу, но не видевшему в жизни практически ничего кроме изнурительных походов и умершего в 33 года. Вряд ли кто-то захочет повторить его суровую жизнь ради впечатляющей странички в Википедии.
Большинство людей – не герои. И в такой постановке вопроса власть не очень-то и обременительна. К счастью для всех Наполеоны, Атиллы и Чингисханы встречаются нечасто. Только редкие люди идут ради власти до конца, не довольствуются имеющимся, ставят на карту все, в том числе и свою жизнь. Как правило, в обществе соблюдается более-менее разумный баланс интересов, мир преобладает над войной.
Даже странно, с такой точки зрения, откуда вообще могут возникать войны, конфликты, насилие и мошенничество. Если бы не ограниченное количество маньяков, то властью можно было бы наслаждаться, и тогда было бы логично, почему она желанна. Но как-то человеческая история исключительно редко встречает человека, которому большая власть приносила счастье и мир. А вот войну, интриги, потерю здоровья, близких и преждевременную смерть – сколько угодно.
Но несмотря на все патологии, власть продолжает манить и разочаровывать все новых и новых претендентов. Странный феномен. Чтобы удержать её в своих руках люди часто платят такую цену, что при здравом рассмотрении от власти лучше отказаться, бежать. И уж тем более не добиваться любой ценой.
Чтобы разобраться, углубимся в природу власти, то как она работает.
Первым приходящий в голову метод управления людьми, самый распространённый, элементарный – это манипуляция страхом. Если ребенок капризничает, отец автоматически берется за ремень. Если сотрудник косячит – ему грозят штрафом и увольнением. Основной путь принуждения миру – объявление войны, угроза смерти. «Неповиновение – расстрел». «Не будут брать – отключим газ.»
В бизнесе основа выживания – быть невкусным для рейдеров, чтобы поглощение стоило слишком дорого хищникам и не имело смысла. Так и в природе: яркий окрас животных свидетельствует, хочешь – съешь меня, пусть я умру, но и ты отравишься.
Даже в высшем мире есть понятие страха Господня. И тоже, кстати, самого первого шага в небесной лествице.
Рационализм данной манипуляции очевиден: человек уступает, минимизируя возможный ущерб, предпочитая относительно небольшой дискомфорт или подавление собственного желания угрозе весьма существенных страданий и санкций. Но заметим, выбор из двух зол меньшего – это уловка дьявола, метод изначально порочный и манипулятивный.
Он эффективен только с детским, неразвитым сознанием. Для взрослого человека, способного выйти за дихотомию ложной альтернативы, он может не только не сработать, но дать обратный эффект. Более того, работа только с кнутом рано или поздно приводит к полной дискредитации этого инструмента, притупления чувства страха и срыва управления.
Очевидно также, что управленец должен хорошо чувствовать управляемых, иначе невозможно подобрать правильное количество страха и добиться желаемого результата. Слишком мало страха не мотивирует, слишком много – вызывает ступор.
Какие ещё бывают инструменты управления, кроме кнута? Логично наступает очередь пряника. Если кнут – это управление страхом, то пряник – это подкуп человека. Мы покупаем его благорасположение, лояльность и услуги за определенную цену. Это уже не чистая манипуляция, но сделка.
Она уже не терпит детского сознания и требует более-менее равного обсуждения, обмена. Отчего Господь никогда не использует пряник. Он дарит благодать часто авансом и с избытком, но никогда не по заслугам. «Иначе дело уже не дело, а милость не есть милость».
С Богом сделок не бывает и быть не может. Впрочем, с дьяволом сделки тоже имеют только одну видимость сделки. Как не бывает сделки зрелого человека с годовалым малышом. Это всегда игра в одни ворота. Только одна видимость обмена.
Сделка с властью тоже обычно построена на манипуляции. Оттого возникла поговорка в мире бизнесе: «никогда не играй с государством в азартные игры».
И тем не менее, раздача пряников – основа власти человеческого общества. Потому власть внешне и привлекательна: хорошо иметь у себя много пряников и приятно их раздавать, получая в обмен лояльность и уважение. Если бы не издержки этого статуса.
Насколько универсален пряник? Есть какие-то другие инструменты?
Согласно пирамиде Маслоу выше потребностей выживания, безопасности и комфорта (то есть кнута и пряника) является самореализация. Однако, в слюнявой интерпретации современного изнеженного общества, самореализация может быть понята, как умение профессионально рисовать брови, наносить татуаж, кататься на байке, выступать с концертами, в группе чирлидерш или в шоу стронгменов.
В любом случае самореализация – ценность сомнительная, крайне неэффективная и ненадежная в управлении и мотивации человека. Она работает только в обязательном пакете с хорошим кнутом и обильным пряником и скорее дополняет их, облагораживает, наполняет смыслом, нежели выходит на новый уровень мотивации.
Но должна же быть настоящая, достойная и подлинно высокая цель, которая выше кнута и пряника! Власть, мощь как у Заратустры?
Честно говоря, популярность идей Ницше непонятна. Они демонстрируют всю убогость понятийного аппарата современного человека, материалиста и атеиста.
Власть и мощь – это инструмент. Как электрический ток, знание законов баллистики, изобретение пороха или банальные бицепсы и трицепсы. Они ничто сами по себе, они не могут быть целью. Зарядное устройство бессмысленно без смартфона и электрической сети. А сам смартфон бессмыслен без мобильного сигнала, картинок и игрушек в нем. Но даже со всем этим комплектом смартфон бессмысленен для человека, который использует его вместо молотка.
Так же и власть, у которой нет достойной цели.
Даже если поставить гипотетической целью жизни человека самоудовлетворение, власть – сомнительный и слишком сложный инструмент. Для удовлетворения абсолютно всех разумных потребностей человека нужно весьма мало, для удовлетворения даже части его безумных прихотей не хватит ресурсов всего мира. Как не хватило всех волшебных ресурсов всемогущей золотой рыбки для удовлетворения потребностей одной заурядной старухи.
Власть, как цель самореализации, превращает человека в обезьяну с гранатой, но так и не отвечает ни на одного вопроса, ни о смысле жизни, ни о природе власти.
Может проблема заключается в неверной интерпретации высшего смысла человеческого бытия, вершина пирамиды неудачно сформулирована? Как может быть смыслом жизни человека некое уникальное, пусть и очень полезное и похвальное умение? Например, входить в повороты как Михаэль Шумахер? И кого это способно мотивировать?
В отличие от Ницше и Маслоу, древние эллины, особенно спартанцы, имели достаточно здравое и вполне предметное представление о том, в чем заключается самосовершенствование человека. Они хорошо понимали пользу как физических, так и умственных упражнений, умения петь и декламировать, а также ведения аскетического образа жизни.
Победители Олимпиад становились государственными деятелями и главнокомандующими не благодаря одной физической силе и ловкости, но и благодаря развитому интеллекту и умению общаться, которые требовались от атлетов равно, как и физическая форма.
Мужчины Древней Греции до зрелых дет сохраняли прекрасную физическую форму и на равных соревновались с юношами. И с презрением относились к обгрюзшим и погрузневшим тюфякам, сдавшимся в плен вкусной пище, лени и изнеженности.
Если человек не властен над собой, разве он может руководить людьми? Их высшей целью была гармония, совершенство духа, тела и природы. Их идолами были Красота и Знание. Они понимали, что идеальное тело есть отображение здорового духа, а физические болезни и недостатки отображают нравственные недуги, они – проявление нематериальных изъянов.
Соответствующее отношение у спартанцев было и к деньгам. Они были у них железными и крайне неудобными. Их было бессмысленно копить, а перевезти большую сумму денег означало перетаскать груду металлолома.
Можно ли было подкупить спартанца? Была ли в Древней Греции коррупция?
Но как же управлялась эта дивная страна, в которой презирали деньги, вкусную пищу, комфорт и саму смерть? Которых нельзя ни купить, ни напугать?
История не сохранила (по крайней мере те источники, которые мне попадались) природы этого странного миропорядка, настолько далекого от того, к чему мы привыкли. Мы знаем родоплеменной строй, который был во всем мире до начала капитализма и до сих пор проявляет себя кое-где сохранившимися рудиментами монархии. Знаем демократию – власть закона и капитала.
Древнегреческие демократии выходят за рамки этих хорошо знакомых нам отношений, как родовых, так и капиталистических. Родоплеменной строй, как большая семья, оперирует преимущественно страхом. Род, государство и князь дает защиту перед чужаками. С пряниками у него туго, он скорее их отбирает, чем дает. Капитализм все оценивает в звонкой монете, он все покупает и продает. Там кнут, тут пряник. Последний – очевидно, признак прогресса, более высокий уровень управления.
Отметим ещё раз, что капитализм немыслим без власти закона и демократии. Какими кривыми бы ни были эти инструменты, пряник всегда предполагает сделку, пусть и, как правило, мошенническую и несправедливую.
Что же мотивировало спартанцев?
Могу высказать предположение, что по-видимому поведение спартанцев определялось их крайней религиозностью, очень чутким различением добра и зла, ясным пониманием жизни не как удовольствия, а как испытания, закалки тела и духа во имя высших целей. Не зря они любили трагедии: древнегреческий театр был не местом развлечения, а назидания, что уступка соблазну ведет к страданию и смерти. Именно таков был сюжет любой древнегреческой трагедии.
Напротив, аскетизм и самообладание ведут человека к самосовершенствованию и блаженству.
И только с развращением нравов, когда грех стал казаться смешным и нестрашным, они полюбили комедии и утратили всю свою силу и волю, красоту и величие. И превратились из эллинов в греков.
Эллины противопоставляли кнуту и прянику своё мужество и самообладание. Жаль, что мы не можем более предметно представить их систему ценностей и взаимоотношений, чтобы понять логику управления людьми в Элладе. Скорее всего это было нечто вроде огромной семьи, коммуны. С совместным питанием и коллективным времяпровождением в постоянных состязаниях, тренировках, обучении, походах.
В более позднее время подобную организацию можно встретить в монастырском общежитии, которое основано на отсутствии личной собственности и идее служения Богу, как единственной допустимой мотивации для монаха. Нечто подобное можно увидеть у козаков Запорожской сечи, а также в рыцарских орденах, различных военных и религиозных организациях и политических партиях. Общее у них всех – вера в высшую цель, которая превыше жизни, удовольствий и благ. Например, служение Отечеству, мировая революция или уничтожение неверных.
Однако, все эти методы достаточно эффективны только в военное время, когда кнут понятен и эффективен. В мирное время даже монастырская жизнь всегда хиреет и вырождается. Очевидно, в подобной высшей цели всегда неявно должен быть заложен кнут, без него такая самореализация деградирует и разваливается, нисходит на более низкие, но надежные уровни мотивации.
Есть ли все-таки нечто выше кнута и пряника?
Уникальный менеджерский подход в наше время реализовал А.С. Макаренко в детской исправительной колонии им.Горького. Как ни странно, дети имели великолепную мотивацию в учебе и труде, причем использование кнута, пряника или ложных высших целей там не наблюдалось. Но мы рассмотрим его ниже.
Перейдем от древних греков, о быте которых мы имеем достаточно туманное представление к тому, что мы хорошо знаем. Это – отношения мужчины и женщины в нашем, современном мире. Это, кстати, тоже пример, где кнут и пряник более не актуальны.
Нормальная современная женщина нисколько не боится мужа физически, она не зависит от него и материально, благодаря развитой системе социальных гарантий, возможностей выбора и смены партнера, карьеры и положительно настроенного общественного мнения.
Мужчина также независим и юридически не обязан женщине ничем, особенно если он никак не проявляет своей мужской активности. Известно, эта взаимная независимость и равенство привели к тому, что семейные отношения утратили прежнюю прочность. Сейчас мы являемся наблюдателями интересного эксперимента, когда мужчину и женщину удерживает вместе отнюдь не необходимость физического выживания, но нечто иное.
Если убрать флер романтизма и любовную лирику, это иное – не более чем психологическая зависимость. Если нет высших целей (которые, как правило – ложные), то брак в нашем обществе является лишь данью традиции и инерции, формой добровольного рабства, историческим рудиментом голодных и опасных времен. Свобода, безопасность и обеспеченность непременно убьют любовь между мужчиной и женщиной, любовь невозможна без суровых условий жизни, тяжелого труда и нужды.
Сытый любить не способен. Можно убедиться в этом у древних спартанцев. Любовь порождается страданием, а благополучие ведет к чёрствости и эгоизму. Мать любит ребенка, так как рождение сопряжено с муками. Мужчина никогда не полюбит женщину, если она не заставит его ждать и терпеть. Крепкая и счастливая семья рождается только в совместно преодоленных трудностях.
Это же подтверждают опыты на крысах Джона Кэлхуна, создавшего для животных мини-вселенную с идеальными условиями для жизни. Изобилием, которое привело к смерти этих бедных животных.
Кэлхун фактически предупреждает, что люди, не имеющие высшей нематериальной цели, не способные руководствоваться чем-то более высоким, духовным и религиозным, подобны его подопытным крысам. А это значит, таких людей тоже нужно держать впроголодь и заставлять трудиться. В обществе искусственного изобилия они тоже перестанут размножаться, утратят здоровые инстинкты и вымрут.
В современном обществе мы можем видеть полное подтверждение и даже в самых мелких деталях повторение результатов опытов Кэлхуна. А именно: крайняя феминизация мужчин и эмансипация женщин, фактически стирание разницы между полами, потеря интереса к воспитанию и рождению детей, нарциссизм. Результат – формирование некоего эгоистичного, истеричного и крайне неуживчивого среднего пола, фактически гермафродитов, по сути, избалованных, испорченных, жестоких и эгоистичных детей, неспособных к размножению и самостоятельности.
Как видим, мы никак не можем выйти за рамки кнута и пряника, более того модель поведения человека не выходит за рамки социализации животных Кэлхуна. И у тех и у других любовь между полами обратно коррелирует с условиями жизни, чем лучше условия и безопасность, тем ниже любовь и слабее популяция, тем вероятнее вырождение.
Каковы же методы управления людьми в такой весьма необычной среде безопасности и изобилия?
Если послушать проповедников, например, таких уважаемых людей, как Дмитрий Николаевич Смирнов и Андрей Юрьевич Ткачев, то они, по примеру Иисуса Христа, любившего Церковь, как невесту (по слову Иоанна Златоуста), рекомендовали мужчинам просто крепче и настойчивее любить своих жен. По их мнению, причина – недостаток мужской любви, решительности, внимания, заботы и участия.
Такая позиция была с восторгом воспринята женской общественностью, которая в массе своей видит главные проблемы общества в банальном отсутствии «настоящих мужчин», их деградации и безответственности. Этот восторг как раз иллюстрирует наивность данного тезиса, подлинные истины никогда не бывают приятными для массы.
Как женщине практически невозможно, при всей своей любви и старании превратить алкоголика, наркомана, игрока или вора-рецидивиста в нормального мужа, тем более бессилен муж, при всей своей любви, порядочности и даже святости перевоспитать женщину сумасбродную и эгоистичную.
Не зря Господь завещал через Моисея «не жениться на женщинах хананейских» и ни много ни мало полностью уничтожить целые народы нечестивых. И не зря даже сам Давид пострадал из-за женщины (равно как Соломон, Самсон и множество прочих). А вот противоположных примеров, когда женщины перевоспитывали своих непутевых мужей очень много и в истории церкви, и в истории народов и просто в реальной жизни. Инородных мужчин вполне допускали в иудейские семьи, если они принимали обрезание и Закон Моисея.
Подчеркну, сам Господь предупредил, что никакой мужчина не в состоянии исправить испорченную женщину. Не верите Господу, вспомните про золотую рыбку.
Совет «любить больше» крайне мало применим, неконкретен и малополезен. Невозможно насытить страсть, невозможно наполнить ведро без дна. Он хорош там, где все и так хорошо, где женщина не испорчена или хотя бы хочет стать лучше. А не любит «себя такой, какая есть» и «живущей для себя».
К сожалению наши православные проповедники сильно запаздывают в этом вопросе, они живут ещё в патриархальном обществе и не понимают сути и размера язв общества. Это делает честь их чистоте, но дает мало пользы тем, кто сталкивается и борется с этими язвами.
Здесь более применим мировой бестселлер Роберта Гловера «Хватит быть славным парнем! Как добиться желаемого в любви, работе и жизни». Книга великолепна в части диагностирования проблемы семейных отношений современности, изобилует множеством достоверных подробностей из жизни реальных людей.
Но смысл один: чем больше один человек оказывает знаки внимания другому, уступает ему, дарит ему подарки, время и всячески ублажает, тем (практически всегда) это меньше ценится. Это приводит к тому, что партнер (не важно какого пола, но преимущественно это касается женщин) просто начинает вытирать о человека ноги, презирать и отдаляться. «Чем меньше женщину мы любим…»
С рецептами лечения в книге Роберта Гловера сложнее, много слов, но мало конкретики. Вкратце все сводится к тому, что нужно научиться отстаивать свои интересы и не бояться расстаться даже с самым дорогим и желанным человеком. Однако непонятно, когда и какие интересы находятся в приоритете и как двоим решить, кто и когда бывает не прав и, кто должен идти на уступку. Ведь, «Не отрекаются, любя…»
В сухом остатке имеем то же самое: «любить крепче» или «расстаться и уйти»
Вот и получаются обильные невнятные и пустопорожние рекомендации вроде: «познать себя», «полюбить себя» и «примириться с самим собой». Что это значит пусть судит читатель, для меня этот текст имеет лишь видимость разумности. Где тут та самая мотивация, влияние, власть? Как влюбить в себя человека?
Ведь мы обсуждаем тему мужчины и женщины с точки зрения понимания как раз механизмов влияния, власти. И если Гловер неплохо справился с диагностикой проблемы, то с лечением, с проявлением силы, вышел конфуз. Когда самые искренние пряники и проявления любви вызывают только раздражение, а страх неуместен… Так и вспоминается граф Калиостро из «Формулы любви» в точно такой же ситуации. Где секретный ключ к сердцу человека, как зажечь любовь в его сердце?
А без этого ключа, о какой воле к власти мы говорим? Это власть евнухов, роботов, кастратов. Если мы серьезно разрабатываем эту тему нужно подниматься выше. Где путь?
Констатировав полный тупик, в который пришли современные богословы и психологи, я был крайне удивлен ясностью и красотой правильного решения данной проблемы. Найденного еще в 30-годы прошлого века величайшим мировым педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. («Педагогическая поэма»). Атеистом и коммунистом, кстати.
Он сказал бессмертные слова, смысл которых трудно переоценить. И которые дались ему годами упорного труда и риском для собственной жизни.
«Любовь – это требовательность». Это ответственность за любимого человека и нетерпимость к его недостаткам, готовность приложить все усилия сделать его лучше. Вплоть до готовности отвергнуть его, если он не желает идти по пути к совершенствованию самого себя.
Я несколько перефразировал и развил мысль Антона Семеновича, но не думаю, что исказил суть. Интересно, что всю жизнь Антон Семенович прожил как солдат на передовой, точнее, как разведчик в штабе врага. Который ни на одну секунду не мог расслабиться и перестать подавать личный пример своим воспитанникам, как главный нравственный ориентир, образец настоящего советского человека, внешне и внутренне. Его козыри были – искренняя любовь, правда и требовательность.
Повторить его опыт не смог никто. Не хватило той самой любви, искренности. Дети остро чувствуют неправду и уходят от контакта, доверие рассыпается. Чтобы требовать высокое и настоящее, нужно самому быть высоким, любящим и настоящим.
Как этот опыт Макаренко совпадает с тем, что сам Господь – Бог ревнитель! Он не сюсюкается со своими приверженцами, наоборот, сына распял, пророков не защитил от смерти, святых – подверг гонениям и унижениям. Почему Он не дает своим избранным благополучия, тогда как нечестивые «благоденствуют и умножают богатство»?
Он все делает наоборот: кнут – для своих, пряник для чужих. Да и бояться мы должны Бога, а не дьявола, где тут логика?
Проницательный читатель, впрочем, слышит здесь не просто логику, а прямую причинно-следственную связь, читатель же легковесный только дивится неисповедимости Бога. Подлинная любовь и нравственная чистота дают власть и право требовать и распоряжаться. Таков настоящий источник власти и мощи.
И наоборот. Отсутствие любви тождественно импотенции.
Требовательность А.С.Макаренко близко перекликается с аскетизмом спартанцев – все это укладывается в модель совместного и доведенного вплоть до полного самоотречения самосовершенствования группы людей. Именно такова альтернатива обществам кнута и пряника. Где есть правильная высшая цель.
Таково, словами Давида, главное благо на земле «житие братии вкупе», такова наша Православная Церковь, семейная или монашеская жизнь в Боге.
Иными словами, власть, дарованная от Бога, основанная на любви и правильных приоритетах жизни, ни в каких дополнительных инструментах и уловках не нуждается. Нелепо не исполнять указания, если они справедливы, правильны и полезны самому исполнителю. Хоть нередко и неприятны. Как в хорошей патриархальной и любящей семье.
И здесь мы подошли к очень важному, фундаментальному выводу.
Уловки, инструменты, методы и манипуляции нужны только там, где управление не имеет целью благо управляемого. Когда целью является нечто другое, благо узкой группы лиц. И, наконец, когда прямой целью управления является причинение вреда управляемым, их уничтожение и самоуничтожение.
Вот откуда возникает потребность многообразия современных систем мотивации, форм государственного управления, методов менеджмента и децентрализованного управления. Если бы целью было принесение блага, все это было бы глупым, неуместным, излишним. Оно таким и кажется простому, неизощренному уму. Для чего начальнику подкреплять свои указания подчинённому какими-то системами мотивации и уловками? Если он прав?
А вот если он глубоко не прав, чтобы оградить себя от ответственности и лишить подчиненного понимания сути происходящего, нужна хитрость и изощренные системы мотивации. Чтобы сделать человека послушным инструментом, винтиком. (Напрасно эту тонкую концепцию незаслуженно приписывают прямолинейному и «посредственному» И.В. Сталину.)
Здесь мы подошли пониманию ещё одного фундаментального закона. Почему «всякая власть – от Бога», но одновременно в этом мире владычествует «князь мира сего». И именно дьявол облечется в последние времена всемирной и общепризнанной верховной властью. Он тоже от Бога?
Власть от Бога оперирует правдой и пользой для человека и общества в целом. Нечто подобное было в древние времена, когда власть была персональна, люди знали своего кесаря и он нес прямую ответственность перед людьми и историей за свои действия. С течением времени кесари мельчали и для безусловного послушания требовался все больший страх.
Но даже при власти слабого кесаря неповиновение было немыслимым, личные бонусы были делом третьеразрядным, о них было неприлично упоминать. Это как ребенок на просьбу отца помочь по дому начал бы вдруг торговаться, или воин, идя в бой задавал вопросы о времени перерыва на обед и о 8-часовом рабочем дне.
А вот при упразднении монархической власти такие ситуации перестают быть абсурдными. В мире переходном торговаться не просто уместно, это становится признаком ушлого, продвинутого человека, а не труса и низкого человека. Признаком демократии, свободы, инициативы. Здесь эгоизм, «полюби себя» становится добродетелью.
Понятно, что это пустое, примитивное состояние не может продолжаться долго. И на смену ей приходит нечто новое и удивительное, когда эгоизм и ловкое умение добиваться личной выгоды пожирают самих себя, вредят сами себе и лишают себя своих же целей.
Высшая форма любви к себе – добровольная самоизоляция.
Концепция «полюби себя» – тождественна оправдай себя и пожалей себя, эта пошлость и трусость, которая не может иметь детей. Она привлекательна для слабых, глупых и ленивых, предпочитающих не знать и уходить от жизни, от борьбы. Борьбы с самим собой, со своими страстями, страхами и беспокойствами. Это – позорная капитуляция. Это – истинное ничто, из которого ничего не может возникнуть. Если угодно, это образ добровольной смерти.
Она не имеет ничего общего с «здоровым» эгоизмом, когда человек достигает хотя бы личного материального благополучия и выгод, пусть и за счет других. Она ближе к нездоровому аскетизму, когда человек отказывается от удовлетворения своих собственных желаний из банальной трусости и лености. Литературный пример «полюби себя» - Обломов.
Таким хитрым образом новая система власти достигает очень тонких целей управления, которые невозможно достигнуть обычным кнутом и пряником, а тем более прямыми командами. Создаются странные идеи, которые затем овладевают массами и ведут их, подобно стаду гадаринских свиней к стаду пропасти.
Это и есть уже прямая альтернатива власти от Бога, управление человеком используя его тайные страхи, слабости и низменные желания. Например, страх умереть или заболеть, который превратился в классического языческого идола/пугала во время пандемии COVID-19.
Причем чем более слаб, необразован и порочен человек, тем управление точнее и эффективнее.
Слегка резюмируем. Власть любви, она же власть от Бога требовательна и открыта. Она прямо требует от возлюбленного вещей, которые ему не очень приятны, но полезны и славны.
Нелюбовь никакой власти не имеет, она бессильна, импотентна. Поэтому она оперирует пустышками, «любовью к себе», разными формами самоудовлетворения и десоциализации. Дьяволу приходится очень постараться, чтобы дать привлекательную картинку из того материала, который находится в его распоряжении.
Более того, это тот же самый кнут и пряник. Только полностью виртуальный. И наказание и бонусы существуют только в больном воображении человека. Но действует эта система гораздо тоньше и надежнее традиционных физических методов. Если от физического наказания или поощрения человек может найти силы отказаться, то от виртуального – нет.
Если однажды подсел на эту иглу.
Чтобы увлечь человека этими чистыми фантомами, его нужно предельно упростить, развратить, примитивизировать его. В этом заключается ключ к сердцу, который так пытался отыскать граф Калиостро. Смешать белое с черным, запутать, поразить таинственностью и величием тайн… И сделать человека своим животным, послушным и исполнительным, как дрессированный пёс. Возможно даже верным и любящим, но как собака, а не человек.
И просто поразительно, как мы можем вестись на подобные жалкие уловки, при всей той богоподобной роскоши, которой мы распоряжаемся. Ни во что не ставя свое первородство и царское достоинство, отдавая его за стеклянные бусы и огненную воду.
Если вернуться к исходной логике, то мы выяснили, что над кнутом и пряником находится «интеллидженс сервис» (назовем его так соответственно названию одной из лучших разведок мира). То есть умное управление на основании глубокого понимания темных сторон управляемого, его тайных струн и желаний.
Оно позволяет добиваться практически неограниченных результатов, направлять людей на совершенно любые, произвольные цели, как индивидуально, так и группами. Оно оперирует страхами, компроматом, фобиями и страстями.
Его можно назвать духовным рабством.
Одним из лучших иллюстраторов этой концепции является Джордж Оруэлл, с его книгой «1984», здесь не стоит особо распространяться, достаточно отсылки к источнику. Нам важно отметить, что это реально новый принцип управления людьми, пришедший на смену архаичным методам страха и подкупа. Принцип тонкого и тотального информационного манипулирования.
Рассмотрим ещё пример такой липкой идеи, «мема», как принято говорить на современном новоязе. «Живи здесь и сейчас».
Вряд ли кто-то из адептов этой идеи выдержит более часа вынужденного безделья без любимого смартфона. Обычно возникает «шум в ушах», «мысли скачут» и начинается чуть ли не физическая ломка, когда не играет музыка, а перед глазами не скачет картинка, нет свежих постов и лайков. Где же это пресловутое умение «жить здесь и сейчас»?
А правда заключается в том, что умение ждать и терпеть немыслимы без образа будущего, ценность любого настоящего момента без его проекции в будущее равна нулю, весь смысл настоящего определяется будущим, к которому мы стремимся.
«Смерть стоит того чтобы жить, а любовь стоит того чтобы ждать».
А на бытовом уровне, мы совершенно по-разному проведем день, если завтра у нас важный и ответственный экзамен, выступление перед крупной аудиторией, от которой зависит вся наша будущая жизнь. И наоборот, если завтра – первый день отпуска, а тем более день выхода на пенсию.
Тот, кто живет только «здесь и сейчас», для будущего умер. Он – пенсионер, живой мертвец, у которого нет никакого будущего кроме смерти.
Еще пример. Любой наш современник очень ценит свое время, он всегда торопится, потому что жизнь коротка и нужно многое успеть. Smart-time – самые популярные тренинги в любой корпорации.
Но опять-таки, если отобрать телефон, посадить человека в кресло и заставить провести час-другой наедине с самим собой, он заерзает, начнет беспокоиться, нервничать вплоть до панических атак. Что это за феномен? Почему при дефиците времени его внезапное изобилие становится катастрофой?
Даже в отдаленные времена Онегина знали, что главная проблема жизни – беспредельная скука, люди ищут чем заняться, как убить время, а не где его взять. Они ищут приключений, эмоций, впечатлений. Причем часто не для себя лично, но чтобы просто похвалиться перед другими, подчеркнуть свое превосходство, особый статус.
Они тратили все время своей жизни на совершенную пустоту, показуху, балы, путешествия, парад мод и достижений. С тех пор ничего не изменилось.
Какая учеба, настоящий производительный труд, тем более помощь больным и милостыня? На все это нет сил, времени, средств. Даже чтобы помочь своим же ближайшим родственникам, родителям. Некогда, «живи здесь и сейчас». И как тут не вспомнить Ницше: «падающего – толкни!». Зачем тратить себя на аутсайдеров? Для них есть эвтаназия, будущее – только для лучших, совершенных.
И как с таким багажом человеку быть в вечности? Как прожить хотя бы 10 тысяч лет, если человек мучается уже через 10-15 минут вынужденного безделья? А в одиночной камере многие просто сходят с ума.
Поэтому трудно найти более эффективный инструмент, чтобы лишить человека воли к жизни, желанию учиться и преодолевать трудности, чем концепция: «живи здесь и сейчас». Это идеальный инструмент, лучший из современных методов власти, управления людьми, подавления их личности и воли. Это прямая альтернатива аскетизму Спарты.
«Нужно очень быстро бежать, только для того, чтобы просто оставаться на своем месте». Почему-то большинство уверены, что в подобном умении бегать за собственным хвостом таится великая мудрость. Так совершенно бредовая идея овладевает массами, точно как гадаринскими свиньями, добровольно свергшимися с горы.
Далее уместно поговорить о другом «меме», волонтерстве. Современное волонтерство почему-то небезвозмездно. Оно сейчас заменяет христианскую благотворительность, поэтому нужно лучше вникнуть в суть этого феномена. Непонятно, за чей счет возникают, финансируются и функционируют многочисленные организации и фонды, когда они фактически дублируют функции государственных органов, причем основных. Например, таких, как снабжение армии (это и секретность, и предельная надежность), снабжение критически важными товарами, охрана порядка.
Зато ясно, что по-видимому дьявол научился виртуозно использовать не только человеческие недостатки, но и достоинства, сильные и красивые стороны. Такие как доброту, милосердие, благородство, свободолюбие. И, наконец, козырный туз – правду.
Адвокат дьявола убедителен и неопровержим. Он просто сделал Еве предложение. В чем его вина, если она согласилась? Он не заставлял её, не угрожал.
Это не мои мысли, я сам до этого никогда бы не додумался. Это реальные мысли одной знакомой женщины по абсолютно аналогичному поводу. Благодаря ей я понял, как легко белое становится черным и обратно, при самой минимальной ловкости ума и небрезгливости. Привожу просто как пример великолепной манипуляции смыслами, блестящего самооправдания и уверенности в собственной правоте в случае 100% исходной лжи.
Итак, четвертая степень развития управления людьми – апелляция к их лучшим сторонам, благородству и правде. Апелляция к правде, высшей цели, которая абсолютно ложна, но привлекательна и убедительна. Требуется оправдание зла, оно должно стать благородным, справедливым. На этих камнях можно строить идеальное общество будущего, что в принципе сейчас и происходит. Если третья мировая война снова не разрушит их.
Такова основа власти и могущества князя мира сего.
Напомню, Богу ничего этого не нужно: ни страха, ни подкупа, ни манипуляции слабыми и сильными сторонами человека, ни даже ложной высшей цели, так как Он выше всего этого.
Сила Его в немощи. Выше мы уже упоминали, что все мы, в том числе и ангелы, особенно падшие, более всего поражены нетерпением. Нам скучно, мы жаждем новизны, и главная пытка для всех нас – ожидание. Нам нужна мечта, занятие, труд в поте лица, либо веселье и карнавал, зрелища и интрига.
Что же будем делать в вечности? Мы, которые 15 минут не можем спокойно постоять в очереди…
Именно в этом наше несовершенство и смертность, а не в раковых клетках или холестериновых бляшках. А Бог способен абсолютно укротить свою мощь. Способен ждать и терпеть тысячелетиями, смирять желания и слышать желания и боль других.
Противники Бога, наоборот, используют знания о желаниях и боли других исключительно для манипуляции и самоутверждения. Такой власти в принципе плевать на желания других, имеет значение только устойчивость власти.
Здесь мы, кстати, находим объяснение, почему власть настолько привлекательна, что её называют чуть ли не главным смыслом жизни, по концепции Ницше. Потому что она не так уж и обременительна. Власть обременительна, когда она, как у Макаренко, построена на личном примере, обязательной ежедневной опрятности, трудолюбии и высоконравственной жизни, ежедневных примерах мужественных и красивых поступков, которым хочется подражать.
Власть необременительна, если она построена на шантаже, страхе, психологической и прочей зависимости. И личной безответственности. Когда начальнику глубоко плевать на проблемы и боль подчиненных. Наоборот, чем выше в иерархии власти, тем меньше страданий, ниже ответственность и больше возможностей для удовлетворения любых своих желаний.
Кроме желаний добра своим подчиненным, разумеется. Таких начальников система бракует, как профнепригодных, и оставляет на уровне романтических волонтеров, пушечного мяса, которых много хвалят, но к настоящей власти близко не подпускают.
Подчеркнем, что и первая система («от Бога»), и вторая («князя мира сего») построены на вождизме, никакой демократией тут не пахнет. Демократия и капитализм – только переходное состояние между системами, причем большинство голосует за вторую, потому что подражать плохому примеру всегда приятнее и проще, чем хорошему.
Мы рассмотрели иерархию власти от мира сего: кнут, пряник, манипуляция слабостями, манипуляция идеалами, ложные высшие цели. В этой пирамиде самореализация – это любая фантазия, кроме чего-то доброго и светлого. Никакой любви сверху-вниз, только снизу-вверх. Да и та необязательна, признак слабости и отсутствия способности к руководству людьми. Чем выше вверх, тем меньше тайн и больше отвращения от подноготной кухни человеческого общества. Чем ниже – тем более очарования и загадочности, романтики и домыслов, красивых высших целей.
Так что Маслоу в принципе прав, просто он не до конца копнул свой материал.
Есть и обратная пирамида, которой я много раз писал. Ссылка. А так же ссылка.
Эти представления у меня сильно эволюционировали со временем. Сначала я понял, что основывать пирамиду нужно не на примитивным личном выживании, а на Боге и его промысле. Самореализацию следует заменить служением, активное - пассивным. В итоге я вообще запутался, что первично, что вторично, что мотивирует, что демотивирует, как правильно переворачивать пирамиду, чтобы желание шло по нарастающей.
Просто есть две пирамиды. Одна примитивная, зато эффективная, она – та земная иерархия, которую придумал Маслоу.
Но есть и иная, горняя иерархия. Начало её, как сказано псалмопевцем, – страх Господень. Без этого страха нет и не может быть ничего святого и доброго. Но это не тот страх, когда человек бежит от страданий и смерти. Это понимание, что есть нечто важнее и страшнее смерти и страданий. Что бессмысленно прожитая жизнь куда страшнее физических мук и отказа от славы и всяких удовольствий.
Страх Божий рождает мужество и свободу. Страх и кнут в пирамиде Маслоу – подчинение.
На верхнем этаже горней иерархии находится любовь. Это – совершенный страх святых, подобный страху обидеть любимого человека, страх быть отринутыми Богом, оказаться недостойными Его благодати. Страх потерять Любовь.
Это сознание своей немощности, как у Калиостро, когда он понял, что у него нет ключа к человеческой душе, он не может заставить её полюбить. Так и святые чувствуют свою немощь и бессилие как в отношении Бога, так и других людей, они не могут разрушить их свободу, солгать или манипулировать. Мы не властны над собой, как нам властвовать другими, миром?
Ясное познание себя, своей ничтожности и убожества, своей неспособности делать добро приводит к воле к немощи.
Только это состояние и дает возможность святым облечься всемогуществом, стать сынами Божьими. При любом другом устроении человека божественные сверхвозможности приведут только к глобальной катастрофе и самоубийству. Только крайняя скупость в желаниях, осторожность в мыслях позволяет Богу открыть в человеке способности, превышающие силу термоядерных бомб.
Такова логика воли к немощи, иными словами сверхвозможности предполагают сверхконтроль. У противоположной иерархии отсутствие подлинных суперспособностей компенсируется, наоборот, рекламой, фокусами, загадками и манипуляциями, к которым и сводится классическая теория «воли к власти» Ницше.
Между верхней (любовью) и нижней (страхом Господним) ступенями есть множество других ступеней, основанных на терпении, самограничении, аскетизме, обучении и примерах святой жизни. Общий вектор – самосовершенствование путем укорения себя, отказа от собственной воли и воли к служению и исполнение воли Всевышнего.
Подобно этому, в пирамиде дьявола тоже нужно беспрекословно исполнять его волю, иначе воля к власти просто не может реализоваться. Например, даже в отношениях мужчины и женщины всегда естественно доминирует тот, кто хуже и гаже, а тот, кто лучше вынужден покоряться или уходить.
И только в православной семье, в первобытных обществах, построенных по родоплеменному признаку, во главе которого находится вождь, князь, монарх, возможна реализация горней иерархии. Где есть закон, но не юридический, а естественный, Божий. Там подчиняются тому, кто лучше и кто главный от Бога.
Но эта иерархия очень неустойчива: смутьяны и подстрекатели, «борцы с тиранией» и революционеры, борцы за права человека и полов всячески её дискредитируют и подтачивают. Всякое более-менее действенное начальство обвиняется в тирании, противопоставляется демократии, которая понимается скорее, как отсутствие власти, а не как её форма, как вседозволенность.
И, главное, пропаганда фантомов кнута и пряника почему-то оказывается действеннее пропаганды правильных смыслов. Особенно семейных ценностей, как основы общественной безопасности и личного счастья.
Совет государственной безопасности любой страны должен заниматься сначала вопросами семьи, образования, и только потом разведки и обороны. Нет семьи, нет и государства.
Вот для чего разрушается институт семьи, как оплот правильной общественной иерархии. В семье не только нет жизненной необходимости для простого выживания, она активно дискредитируется, как устаревшее и неэффективное образование, неудобное и опасное для воспитания детей, не учитывающее современное многообразие половой идентификации. Вся система так называемой социальной защиты есть на самом деле системой общественного самоуничтожения.
Воля к власти и личной безответственности понятна и заманчива, воля к немощи и личной ответственности непонятна и требует усилий. Сложно понять современникам величие Настеньки из сказки «Морозко», безропотно терпевшей причуды странного деда. Почему неправда «тепло мне дедушка» оказывается добродетелью, а правда – пошлостью. Непонятно, почему именно таким Настенькам в подарок даются не просто шубы и драгоценности, а, самое главное – семейное счастье и жизнь. А честным и откровенным – удел собаки.
Неправильное основание, пошлая мотивация и совершенно дикие представления о предназначении человека и его высшем желании – «воля к власти» – вот почему в современном обществе всё невыносимее жить, несмотря на все блага цивилизации.
Но выбрать волю к немощи никогда не поздно, пока мы живы.
Все это можно выразить в виде следующей дилеммы, которая предусматривает только два направления из нулевой точки:
Очевидно, что средний уровень пирамиды – страх. Именно поэтому там невозможно удержаться. Это очень некомфортная зона. Невозможно остаться между двумя полюсами пирамиды, для этого нужно стать спартанцем, сверхчеловеком.
Мало того, нужно создать свою пирамиду ценностей, которая оправдывала все эти лишения и жертвы. Для этого нужно превзойти в мудрости Бога или дьявола, предложить иную систему ценностей, отличную от лжи и правды, от свободы и послушания.
Одной из таких концепций может показаться концепция «бога в себе», «полюби себя» и будь счастлив. Таким образом, на первый взгляд, человек уходит от дихотомии добра и зла, делает ненужным тяготение к Богу, равно воля к власти его тоже не увлекает.
Человек сам себе бог, сам себе ценность, судья и смысл жизни. Он сам себе пирамида. Сейчас много говорится в этом контексте о самодостаточности современного зрелого человека.
Но как мы уже выяснили, эта самодостаточность очень быстро разбивается, если дать человеку вдоволь поскучать без компьютерных гаджетов и мобильной связи. А если ещё его поставить в суровые условия выживания, подвергнуть насилию, пыткам…
О сверхчеловеке красиво рассуждать на диване или за письменным столом. Другое дело доказать статус сверхчеловека в тюремном бараке местным авторитетам. Там очень быстро устанавливается весьма наглядная иерархия между парашей и вором в законе. И никаких фантазий о сверхчеловеке и «богах в себе».
Короче говоря, все эти фантазии о человекобожии прекрасно реализуется только не ниже 5 уровня прямой пирамиды Маслоу, где разум имеет возможность услаждаться плодами псевдопознания и эзотерики, страх кнута давно забыт, а прелести пряника кажутся естественными, неотъемлемыми.
Позволю себе еще одно, немного выходящее за рамки темы, но на самом деле крайне важное для её понимания отступление. Персонально для тех, кто уверен, что «чтобы любить других нужно сначала полюбить себя». «Как же вы можете любить других, если себя не любите?» «Сначала нужно примириться с собой и обретете покой».
Первая, главная и по сути единственная заповедь Бога нашего есть: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». К ней добавляется вторая: «и ближнего как самого себя», так как Бога мы не знаем и только через любовь к ближнему мы познаем свою способность любить и самого Бога.
Мы любим ближнего на ради любви как вещи в себе, не из безрассудной любви к ближнему (убогие, нищие, бездельники, наркоманы и алкоголики, проститутки, рецидивисты и убийцы часто требуют вполне заслуженного наказания, отнюдь не любви). Но любим исключительно исполняя послушание Бога, на его усмотрение оставляя все последствия этого абсолютно иррационального и алогичного шага.
Только в такой постановке вопроса милосердие общественно полезно. В постановке современной системы социальной защиты оно самоубийственно, приводит только к росту социального паразитизма и инфантилизма, деградации во всех отношениях.
Поэтому даже «любить ближнего» не является универсальной установкой, она очень неуловимо превращается из блага в прямой вред и уничтожение ближнего, в человекоугодие. Путем смешной и абсурдной для атеиста подменой целей. Ну какая разница во имя чего делается нечто? Ну что это меняет?
А все меняет. Кто дает ради Бога, тот обогатится. Кто дает ради денег, признания или власти, тот оскудеет и над ним посмеются. Если хотите, это одно из доказательств существования Бога. Потому что абсурд.
Тем же, кто начинает уроки любви с себя, никто больше и не нужен. К Богу такой человек прийти не может, так как он обожествляет сам себя, это легко и приятно. Он находит бога в себе, тем более что святоотеческое учение много говорит о стяжании Бога и богоподобии человека. И он находит бога в себе самом вульгарном и примитивном смысле.
После чего ближний автоматически превращается в прислугу, которую любить не пристало. Всегда найдется масса уважительных причин, что ближний пока не готов, неправилен, не достоин любви, что ему только повредят любовь и забота. Тот, кто начинает любить с себя никогда не пожертвует собой, своим временем, вниманием, статусом ради ближнего, потому что это будет означать предательство любви к самому себе.
То есть любовь к себе подразумевает обязательное получение адекватных личных выгод в обмен на свое благорасположение. Если быть последовательным и честным в этой странной философии. И никогда и никому не дарить никакое благо просто так. Нравится такой мир? Но это и есть мир капитализма и воровского закона.
Это – наглядная демонстрация манипуляции ложными смыслами, привлекательными и убедительными и прямо противоречащих истине, элементарному здравому рассуждению. Сам ли человек ли до этого додумался? Вряд ли. Скорее всего все, кто повторяет подобное, сами не понимают, о чем говорят.
Еще может быть вопрос, как научно-технический прогресс и развитие науки сочетается с тезисом о деградации управления и воле к самоуничтожению (или что тоже самое – воле к власти). Не ведет ли воля к немощи к отупению, а воля к власти – к просвещению?
Напомню, наука, письменность, особенно в Европе возникла при церкви. А вот феномен «британских ученых» возник именно в наше атеистическое время. Равно как музыка от верующих База и Бетховена деградировала до современного рэпа и рока, утративших мелодию и красоту музыки.
Точно также и в дохристианскую эпоху именно жреческое сословие, как привило, несло образовательные и просветительные функции. И только с отделением государства от церкви произошло отделение образования и науки от церкви.
Что привело к некоторому краткосрочному расцвету науки, технологий и искусства, но затем следует неизбежная деградация и смерть. Сначала умерло искусство, сейчас умирает наука, затем неизбежна деградация технологий. Уже сегодня поезда сходят с рельсов, а пассажирские самолеты регулярно падают. Хотя еще полвека назад подобное было из ряда вон выходящей редкостью при гораздо более примитивных информационных технологиях и системах спутникового слежения.
Как невозможно написать красивую музыку без высокого чувства в душе, красивые стихи без любви и нежности, так и невозможно делать научные открытия, если думать только о материальном. Или создавать полезные вещи, пусть это будет стиральная машина или электронный гаджет.
Поэтому как эстетика деградирует от вечерних платьев и смокингов до драных джинсов с пятнами, как музыка от Баха и Бетховена до рэпа и матерных частушек, театр от Шекспира до Камеди-клаб.
Есть нечто важное, без чего ничего не бывает. Если оно есть, все развивается, плодоносит, цветет. Но только оно уходит, все начинает гнить или засыхать, даже камни рассыпаются.
Так же знание и эстетика, они цветут и набирают силу пока близки ценности кнута, но как только начинают подавать голос ценности «Интеллидженс сервис», знание и эстетика отрицают сами себя.
Этот момент я ранее отмечал как закон предельной мотивации, что каждая новая полюшка мотивирует все меньше и максимальный уровень счастья достигается человеком только на уровне, сразу следующим за угрозой физического выживания и безопасности. Или что-то же самое «…в поте лица своего ты будешь есть свой хлеб…», это единственная честная рекомендация по обретению счастья в этой жизни.
По мере развития цивилизации мы поднимаемся на более высокие уровни в пирамиде Маслоу, и опускаемся на более низкие уровня человеческого счастья.
Увы, это не чье-то упущение, недоработка правительства, несовершенство законодательства или промах ученых. Таковы социальные законы общества, которые нужно знать и применять.
И подниматься от ценностей выживания и безопасности к реальным целям поста, самосовершенствования и святости, а не пошлой любви к себе и смешным ценностям так называемой цивилизации.
И, наконец, главный вывод. Чем более власти, мощи и влияния получает человек, тем менее у него свободы, тем более он сам становится рабом власти.
Отказ от власти освобождает человека и дает ему шанс обрести реальное всемогущество, которое возможно только с Богом. Впрочем, как и любой шаг вверх по лестнице, которую мы увидели.
Комментарии
Отправить комментарий